Средняя выручка в год на одно малое предприятие тянет на 17,7 млн рублей. А общий оборот (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – 311,2 млрд (в 2018-м – 329,5 млрд).

При этом, по словам руководителя Владимирстата Александра Быкова, по прежнему высока доля малого бизнеса в оптовой и розничной торговле, ремонте авто и мотоциклов – практически треть всех предприятий. А нам хотелось бы, чтобы малый бизнес активнее развивал производственную сферу. Пока в общем числе МБ предприятия обрабатывающих производств составляют лишь 14,2 % от общего числа. Еще 12,1% – это строительные компании, еще 10,6% – предприятия, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

Если смотреть по доле в выполненных работах, то, например, 70% всех строек в 2019 году – заслуга малого бизнеса. Он же более чем на 42% отработал по объемам в коммерческих грузоперевозках. А вот в туризме и бытовых услугах его доля не доходит и до 30%. Хотя, уверен Быков, потенциал здесь огромный, учитывая туристическую привлекательность региона.

А вот кто в малом бизнесе точно молодец, так это производители кузнечно-прессовых машин и пряжи (доля в их промпроизводстве в регионе – 100%), спецодежды (98%), кабелей (97%), игр и игрушек (94%), мыла и моющих средств (92%), минеральных вод (90%), сыров (88%) и т.д. Как констатировал Александр Быков, передовая роль этих компаний и ИП неоспорима.

Но есть неприятный нюанс, который говорит о пока еще недостаточно высокой эффективности малого бизнеса. По данным Владимирстата, если по среднесписочной численности работников малых предприятий Владимирская область находится на 5 месте в ЦФО – со 101,5 тысячью занятых, то по их оборотам мы лишь на 10 месте. Эксперт считает, что дело в недостаточной технологической оснащенности малого бизнеса. Иными словами – некоторые отрасли предпочитали не раскошеливаться на инвестиции. Например, в то время как стройкомпании вложили в 2019 году в развитие около половины всех региональных инвестиций малого бизнеса, а промышленники того же сегмента – около 10%, то инвестиции мелкого гостиничного бизнеса и общепита в прошлом году не дотягивали и до полпроцента. Кстати, не случайно наиболее существенная доля в общем объеме стоимости отгруженных товаров, выполненных работ и услуг приходится на малые предприятия именно промышленных видов деятельности (77,3 млрд) и строительства (29,3 млрд). Общий объем инвестиций малого бизнеса Владимирской области в 2019 году составил 18,2 млрд.

Что касается первого квартала 2020 года, то у Владимирстата пока нет достаточных данных для того, чтобы делать выводы: из-за ограничений в связи с пандемией большинство компаний пока отложило сдачу отчетности. Но Александр Быков сказал, что катастрофичного падения не фиксировалось – благодаря усилиям (по его определению) “китов региональной экономики”. Однако окончательные выводы о состоянии бизнеса региона можно будет сделать лишь к концу года.

Добавить комментарий