Причины, вследствие которых необходимо вернуть деньги, бывают разные, например:

  • излишнее перечисление предоплаты;
  • ошибочное перечисление;
  • расторжение или изменение условий договора и др.

Для возврата денег при переплате необходимо направить письмо Вашему партнеру. Унифицированной формы такого заявления не существует, но мы подскажем, как его составить самостоятельно.

Что указать в письме. §  Письмо на возврат денежных средств составляйте на фирменном бланке организации.

§  В заявлении обязательно укажите:

ü  банковские реквизиты, на которые будет осуществлен возврат средств;

ü  основания, по которым были неверно переведены средства или произошла переплата;

ü  реквизиты операции:

–         договор,

–         платежное поручение,

–         сумма, которую нужно вернуть.

ü  ожидаемый срок поступления денег;

ü  подпись и расшифровку ФИО ответственного лица — руководителя организации.

Приложение к письму. §  Для устранения разногласий с поставщиком рекомендуется к письму прикладывать акт сверки расчетов.

§  При составлении письма и акта сверки обязательно сделайте ссылку на договор.

Юридические нюансы возврата денег.

 

§  Ошибочно или излишне перечисленные денежные средства должны быть возвращены в течение 7 дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

§  Если денежные средства неправомерно удерживаются и поставщик уклоняется от их возврата, то на сумму долга начисляются % в соответствии с нормами, изложенными в п.1 ст. 395 ГК РФ и п. 5 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении (Инф. письмо ВАС РФ от 11.01.2000 № 49).

§  При расторжении договора поставки товаров применяются аналогичные обращения по начислению % (п.3–4 ст. 487 ГК РФ).

Обратите внимание на дату письма и не позднее 7 дней исполните обязательства, чтобы избежать выплаты % за пользование чужими денежными средствами!

§  В случае возврата аванса при расторжении или изменении договора подряда складывается иная юридическая ситуация. Если организация, получившая предоплату, уже приступила к выполнению работ, то в этом случае подрядчик обязан доказать, что на момент получения уведомления о расторжении договора часть его уже была выполнена. Если это будет доказано, то подрядчик удерживает часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, и возмещает убытки, причиненные прекращением договора подряда (ст. 717 ГК РФ).

Как отразить операции в учете.

 

§  Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета со стороны всех участников сделки:

Ситуация Поставщик Покупатель
Излишне перечислен аванс ·        Дт 51 Кт 62 — поступил аванс;

·        Дт 51 Кт 76/2 — излишне полученная сумма

·        Дт 60 Кт 51 — перечислена предоплата;

·        Дт 76/2 Кт 51 — излишне перечисленная сумма

Ошибочное перечисление ·        Дт 51 Кт 76/2 — ошибочно полученная сумма ·        Дт 76/2 Кт 51 — ошибочно перечисленная сумма
Расторжение или изменение условий договора ·        Дт 51 Кт 62 — поступила предоплата ·        Дт 60 Кт 51 — перечислен аванс

При возврате денег совершаются обратные бухгалтерские записи.

§  Нюансы учета при УСНО. Нередко у поставщика возникают разногласия с ФНС о налогообложении излишних поступлений. Потому что налоговая база формируется по факту оплаты, т. е. на момент поступления денег возникает доход. При ошибочном или излишнем перечислении денег, полученные суммы не учитываются при формировании налогооблагаемого дохода (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). До выяснения обстоятельств данные средства не попадают под определение доходов от реализации или внереализационных доходов (ст. 249, 250 НК РФ).

Но это не относится к авансам, возвращаемым вследствие расторжения или изменения условий договора. На момент поступления предоплаты у налогоплательщика возникает обязанность в увеличении дохода. При возврате полученных от покупателей авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того периода, в котором возвращены денежные средства (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Хранение документов.

 

§  Вся служебная переписка хранится не менее 5 лет, в т. ч. и письма на возврат.

§  Если хоздеятельность ведется активно и переписка объемная, можно использовать журнал регистрации входящих и исходящих писем, утвердив его форму в учетной политике. Обязанность вести журнал учета корреспонденции включите в должностные обязанности ответственного лица.

Добавить комментарий