С 03.07.18 года вступил в силу федеральный закон № 185-ФЗ, вносящий изменения, в т. ч. в 159 федеральный закон от 22.07.08 об отчуждении недвижимого имущества из государственной и муниципальной собственности.

 

Изменение Так было до 03.07.2018 года Так стало с 03.07.2018 года
Срок действия закона №159-ФЗ.

 

 

§  «Малая приватизация» была временной мерой поддержки малого и среднего бизнеса. Срок действия закона составлял всего 2 года – до 01.07.2010 года.

§  Далее этот срок продлевался трижды:

ü  на 3 года – до 01.07.2013 года;

ü  еще на 2 года – до 01.07.2015 года;

ü  и еще на 3 – до 01.07.2018 года.

§  Ограничение действия закона по времени отменено. Закон №159-ФЗ стал действующим бессрочно.
Имущество, которое можно выкупать.

 

 

§  Предприниматели могли выкупить только те из арендуемых помещений, которые находились в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Это прямо следовало не только из положений закона №159-ФЗ, но и из его названия. §  Исключены из названия и статей закона слова о собственности субъектов РФ. Сейчас малый и средний бизнес может на льготных условиях приобрести не только муниципальное, но и федеральное имущество.
Срок аренды, влияющий на выкуп помещения. §  Право на выкуп предоставлялось предпринимателям только в том случае, если арендуемое имущество непрерывно находилось в их временном владении и (или) пользовании как минимум в течение 3-х лет до дня вступления закона в силу, то есть до 05.08.2008 года.

Например, если договор аренды был заключен 06.08.2005 года или позже, то предприниматель не мог подать заявку на выкуп помещения, даже если с момента начала аренды прошло более 3-х лет.

§  Предприниматель может приватизировать помещение, которым непрерывно пользуется как минимум в течение 2-х лет на момент подачи заявления о выкупе.

§  Это дает арендатору возможность воспользоваться правом на приватизацию в будущем, если в настоящее время он не может приобрести арендуемое помещение.

Заключение и подписание договора. §  Если предприниматель не заключал договор купли-продажи арендуемого помещения или не подписывал присланный ему договор в течение 30 дней с момента его получения, он лишался преимущественного права на выкуп. §  Арендаторы, отказавшиеся от покупки или вовремя не подписавшие документы, вновь могут воспользоваться возможностью льготной приватизации.

§  Если бизнесмен продолжает арендовать помещение, то может направить его собственнику заявление о выкупе.

Порядок и срок оплаты. §  Предприниматель, решивший выкупить арендуемое помещение, сам выбирал порядок оплаты – единовременно или в рассрочку, а также предпочтительный для него срок рассрочки в предусмотренных законом пределах. Срок рассрочки не может быть менее 5 лет и устанавливается:

§  нормативным правовым актом Правительства РФ (для федерального имущества);

§  законом субъекта РФ (для собственности области);

§  муниципальным правовым актом (по муниципальному имуществу).

  • Порядок выкупа имущества, арендуемого у муниципалитетов и субъектов РФ.

С учетом июльских изменений 2018 года закон №159-ФЗ предусматривает 2 принципиально разных подхода к «малой приватизации»:

  • общий порядок выкупа арендуемых помещений – по инициативе собственника;
  • два «специальных» порядка выкупа – по инициативе предпринимателя.
Общий порядок. §  Уполномоченный орган субъекта РФ или муниципалитета в соответствии с Законом № 178-ФЗ принимает решение об условиях приватизации, в котором предусматривает преимущественное право арендатора на приобретение арендуемого имущества.

§  После этого уполномоченный орган направляет арендатору копию этого решения, предложение о заключении договора купли-продажи помещения и проект этого договора.

§  Если у арендатора есть задолженность по арендной плате, неустойкам, штрафам и пеням, ему также направляют требование погасить такую задолженность.

§  Если арендатор отвечает согласием использовать свое преимущественное право, с ним заключают договор купли-продажи. Предприниматель подписывает его в течение 30 дней с момента получения предложения.

§  Одновременно с этим арендатор должен подать в уполномоченный орган:

ü  заявление о том, что он соответствует условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего бизнеса;

ü  документы, подтверждающие внесение арендной платы;

ü  документы о погашении задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням).

Существенный недостаток общего порядка льготной приватизации: субъекты РФ и муниципалитеты не горят желанием продавать свое имущество предпринимателям. Поэтому законодательно введены 2 «специальных» порядка выкупа, благодаря которым предприниматель может приобрести арендуемое помещение, не дожидаясь предложения собственника.

Условия приватизации в рамках «специального порядка №1». §  На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение 2-х и более лет, что подтверждается договором аренды.

§  Отсутствует задолженность по арендной плате.

§  Арендуемое помещение не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу.

§  На момент заключения договора купли-продажи сведения о предпринимателе (ИП или юридическом лице) не исключены из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия приватизации в рамках «специального порядка №2». §  На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение 3-х и более лет, что подтверждается договором аренды.

§  Арендуемое помещение включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу, в течение как минимум 5 лет до дня подачи этого заявления.

Субъекты малого и среднего бизнеса имеют право обжаловать (ч. 8 ст. 4 Закона № 159-ФЗ):

  • отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
  • достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, которая используется для определения цены выкупаемого имущества;
  • бездействие уполномоченного органа в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, которые необходимы для реализации преимущественного права выкупа.

Добавить комментарий