В финансовом праве принято оперировать такими понятиями как «право первой подписи» и «право второй подписи» финансовых документов. Так, первая подпись принадлежит руководителю организации, а вторая подпись остается за главным бухгалтером или лицами, которые ведут бухгалтерский учет.

Право первой подписи.
  • Право первой подписи — это полномочия по удостоверению всех документов, которые появляются в процессе деятельности организации. Оно принадлежит руководителю, но может передаваться иным гражданам при соблюдении определенных нюансов:

  • руководитель не может передать свое право первой подписи бухгалтеру или лицам, которые производят вторую подпись;

  • невозможным является совершение одним лицом и первой и второй подписи одновременно.

  • По общим правилам, право первой подписи принадлежит руководителю (директору) — назначенному или избранному. Никакие приказы или распоряжения собственников организации для передачи ему полномочий не нужны. Но если по каким-то причинам право первой подписи у главного бухгалтера или иного лица, этот момент уже следует оформить документально.

Обратите внимание! До 2014 года закон запрещал передавать право первой подписи в банке главному бухгалтеру или иному сотруднику, все платежные поручения проходили через руководителя. Сейчас этот запрет снят, и не имеет значения, кто что заверяет. Такие полномочия допускается передавать любым гражданам, работающим в компании или на компанию.

Право второй подписи.
  • До внесения изменений в правовые акты в 2014 году обязательность наличия в некоторых бумагах визы главного бухгалтера, как и понимание, что это право второй подписи, были закреплены на законодательном уровне. В настоящее время определения в законодательстве не предусмотрено. По сути, это визирование некоторых актов еще одним работником, помимо руководителя, — главным бухгалтером. Чаще всего правом второй подписи наделяют заместителей и главбухов.

  • Право второй подписи не предоставляется само по себе при назначении на должность главбуха. Для этого в приказе надо указать, что главный бухгалтер получает полномочия на подписание конкретных бумаг, и это право финансовой подписи в случае его отпуска или болезни временно перейдет другому лицу.

  • Бывают ситуации, когда в организации отсутствует сотрудник, имеющий право второй подписи в банке или иной структуре. Например, у ИП без работников. Он самостоятельно и собственноручно заверяет все необходимые квитанции, декларации, заявления и прочие финансовые и расчетные бумаги. Но он имеет возможность пригласить стороннюю организацию или бухгалтера и передать право второй единственной подписи в банковской карточке конкретному лицу по договору оказания возмездных услуг.

Способы передачи полномочий по подписанию документов.

Специального федерального закона о подписи в документах не принято. Отдельные нормы по различным вопросам, касающимся подписания бумаг и делегирования полномочий, содержатся в разных правовых актах (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Инструкция Банка России №153-И от 30.05.2014 и др.). Передаются соответствующие полномочия несколькими способами:

  • Издание приказа. Это возможно, если наделяемое полномочиями лицо является сотрудником организации, но не для всех правоотношений этого достаточно. Например, в суде могут потребовать доверенность дополнительно к приказу (ст. 61 АПК РФ, ст. 53 ГПК РФ). В приказе отражаются:

  • дата, номер акта, место и цель издания;

  • ФИО лица, при наличии — должность в организации;

  • перечень передаваемых полномочий;

  • дата и срок делегирования;

  • заверение уполномоченного лица.

  • Составление доверенности. Это универсальный способ делегировать полномочия. Она выдается как сотруднику, так и любому другому лицу, не состоящему в трудовых отношениях с компанией. Доверенность оформляется по нормам ст. 185–187 ГК РФ. Обязательным реквизитом является дата совершения, без ее указания доверенность недействительна.

  • Включение положений в устав компании. Это наиболее редкий способ. Подходящий вариант — когда заместителя наделяют правом первой подписи, так как:

  • он является одним из членов руководящего состава;

  • предполагается, что он будет осуществлять трудовую деятельность на предприятии в течение долгого времени.

Для большинства случаев данный способ не подойдет, поскольку при изменении обстоятельств, придется вносить изменения в учредительные документы, а это трудоемкий и не быстрый процесс.

Особенности права подписи на банковских документах.

По общему правилу правом подписи банковских документов обладает тот, кто указан в банковской карточке с образцами (Инструкция Банка России №153-И от 30.05.2014). Из инструкции Банка России следует:

  • Подписывает банковские документы только тот, кто указан в карточке. Например, если в банковской карточке не указан главный бухгалтер, то это означает, что на предприятии главный бухгалтер без права подписи банковских документов, это допускается.

  • В отношении юридического лица допускаются только его сотрудники/работники, за некоторыми исключениями.

  • Изменения вносятся путем замены имеющейся карточки на новую.

  • Есть возможность предоставить подписание лицу, не указанному ранее в карточке, на некоторое время, для этого изготавливают к основной временную карточку.

  • Уполномоченные лица расписываются в карточках банка в присутствии сотрудника учреждения. Иначе потребуется нотариальное заверение образцов (Инструкция Банка России №153-И от 30.05.2014). Дополнительно в карточки банков добавляют новые образцы, чтобы кредитные учреждения могли распознать доверенное лицо и выполнить поручение клиента.

Кому можно передать полномочия.

Поскольку уже не действует строгий закон о праве второй подписи, то и заверять документы разрешено любому сотруднику или третьему лицу. Возможны 2 ситуации:

  • Полномочия передают штатному сотруднику организации:

  • руководитель издает приказ о наделении одного или нескольких работников полномочиями по заверению определенных документов;

  • в приказе четко оговаривают, кто и какие бумаги сможет удостоверить в отсутствие начальства, либо передают все сразу;

  • нельзя включить в приказ абсолютно любого работника. Если в обязанности сотрудника не входят действия с распределением денежных средств, формированием и направлением платежей, он не сможет и заверять подобные бумаги.

  • Полномочия заверения документов передают стороннему лицу, с которым заключен договор на оказание возмездных услуг или иное соглашение. Этот вариант подходит в том случае, когда компания передает бухгалтерские услуги на аутсорсинг или всю бухгалтерско-финансовую деятельность ведет сторонний специалист. Порядок передачи права второй подписи такой:

  • сначала заключают договор об оказании услуг, где прописывают обязанности сторон;

  • а в дополнение оформляют доверенность на представление интересов. Особых требований к доверенности нет, все делается в рамках законодательства.

Особенности передачи права подписи.
  • Если третье лицо заверяет документ по доверенности, в реквизитах компании понадобится графа такого типа«Главный бухгалтер (по доверенности от 24.09.2020 №3)». Формулировки «за главного бухгалтера» или «исполняющий обязанности главного бухгалтера» неуместны, поскольку лицо не является временно исполняющим обязанности, а получило полномочия по заверению документов по доверенности.

  • Не забудьте при отправке отчетности в электронном виде приложить скан доверенности. Иначе ФНС вправе отказаться принимать декларации и расчеты.

  • Сроки, на которые оформляют приказ или доверенность, нигде не определены. Но целесообразно пересматривать и обновлять такие документы не реже раза в год или по мере необходимости.

Как отозвать право подписи.
  • Ранее изданный акт отменяется путем издания нового — отменяющего акта. Обязательно необходимо проинформировать уполномоченное лицо об отмене. Расписаться такое лицо может как на самом приказе, так и на отдельном листе ознакомления. В акте надо указать следующие сведения:

  • какой акт отменяется;

  • с какой даты;

  • графа для ознакомления.

  • Кем аннулируются доверенности:

  • доверенность, оформленная на бланке организации, аннулируется распорядительным документом руководителя;

  • нотариально оформленная доверенность — аннулируется нотариусом.

Условие об информировании здесь также обязательно, как и в случае с отменой.

Добавить комментарий