Теоретически налогоплательщик может учесть любые расходы, если они соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. Однако расходы на услуги контрагентов опасны — инспекторы видят в них схему по «оптимизации» налога на прибыль. Тогда в признании расходов отказывают, а компании доначисляют налоги.

Если такое произойдет, то компании придется отстаивать свою позицию в суде. Придется представить документальные доказательства того, что услуги были реальными, а результаты использованы в работе компании. Также нужно доказать деловую цель в виде получения прибыли. Только тогда компания сможет защититься и избежать доначислений.

Расскажем о семи наиболее распространенных услугах, по которым налоговики чаще всего «снимают» расходы.

Транспортные услуги.

 

Самый распространенный вид услуг, которые инспекторы признают фиктивными.

§  Обычно подозревают компании без собственного автотранспорта, которые по договору должны перевезти товар. Чтобы доказать нереальность сделки налоговики проверяют цепочки контрагентов и первичные документы. В первичных документах смотрят на 2 момента:

ü  заполнение путевого листа, особенно как указан пункт назначения. Если указан только город — ждите доначислений;

ü  ТОРГ-12 и ТТН, где проверяют сведения о грузе, водителях и транспортных средствах.

Если эти поля не заполнены или содержат противоречивые данные, то налоговики не примут первичку в качестве подтверждения расходов.

Рекомендуем оспаривать претензии налоговиков только тогда, когда у Вас есть доказательства, что контрагент способен оказать услуги. Для этого потребуется информация о контрагенте. Доказать реальность услуг помогут и правильно оформленные первичные документы.

§  Аргументы в защиту транспортных расходов:

ü  Совпадение адреса погрузки и разгрузки в первичных документах и путевом листе с адресами в договоре, допсоглашении или приложениях.

ü  Имеются бумаги, подтверждающие полномочия руководителя контрагента либо доверенного лица, которое подписывало первичку (выписка из ЕГРЮЛ, устав компании, приказ, доверенность).

ü  Идентичны данные в отчетах организации и контрагента.

ü  Возможность предоставления контрагентом договора на аренду автомобилей, в случае отсутствия собственного транспорта.

Консалтинг.

 

§  Подозрение в сфере консалтинга у налоговиков вызывают 2 момента:

ü  услуги нематериального характера, потому что трудно установить их реальность.

ü  Привлечение в компанию стороннего специалиста, когда у нее в штате есть сотрудники с аналогичной должностью. Например, бухгалтера или юриста.

Если Вы пригласите в качестве консультанта родственников или друзей, налоговики сочтут это схемой. При очевидной взаимосвязи оспорить доначисления будет сложно.

§  Инспекторы проверяют стоимость услуг в договоре. Если цена на услуги выше рыночной или выше зарплаты собственного сотрудника на аналогичной должности, ждите претензий.

Например, Ваш юрист зарабатывает 50 тыс. руб. в месяц, а за консультацию у стороннего адвоката Вы заплатили 250 тыс. руб.

§  Налоговики проверят и содержание консультационных услуг: если основой будет информация из интернета или открытых источников, то расходы снимут. Например, если внештатный юрисконсульт просто пришлет сведения из правовой системы. Информация, которую Вы получите на консультации, должна быть новой и уникальной.

Рекомендуем доказывать реальность оказания услуг, их деловую цель и эффективность для деятельности компании. Аргументы для убеждения налоговиков:

ü  Представляйте письменные отчеты о работе консультантов, договоры, акты.

ü  Фиксируйте на диктофон телефонные переговоры и устные консультации.

ü  Составляйте протокол переговоров.

ü  Подтверждайте эффективность услуг. Например, выигранное дело в суде подтвердит эффективность сотрудничества с юридической компанией.

ü  Обосновывайте недостаточность квалификации работников Вашей компании, предоставляя их должностные инструкции, и подтверждайте квалификацию сторонних специалистов, доказывая обоснованность их привлечения.

ü  Приводите рыночную стоимость услуг по региону, в соответствии с которой Вы заплатили привлеченному специалисту.

ü  Доказывайте уникальность результатов консультационных услуг, которые Вы получили и отсутствие такой  информации в свободном доступе.

Реклама.

 

Расходы на рекламу — повод для налоговиков обвинить компанию в необоснованных тратах.

§  В рекламе обязательно должны присутствовать данные, которые указывают на рекламодателя: адрес, номера телефонов, ссылки на интернет-сайт и пр. Если таких данных нет, то расходы снимут.

§  Инспекторы могут придраться, даже когда нет подозрений в схемах по «оптимизации». Яркий пример — афиши на эскалаторных спусках в метро. Технически такая реклама находится под землей, поэтому ее нельзя признать наружной. Расходы на нее будут нормируемыми (п. 4 ст. 264 НК). Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 % от выручки.

Рекомендуем:

ü  указывать в рекламных роликах, постерах, флаерах и публикациях данные рекламодателя, а не только информацию о товаре.

ü  документально подтверждать реальность покупки рекламных услуг. Обязательно прилагайте договоры, отчеты и акты об оказанных услугах, а также образцы, фотографии, видеоролики, флаеры.

ü  доказывать выгоду от затрат на рекламу. Например, увеличение выручки, привлечение новых клиентов. Помогут договоры с новыми клиентами, отчет с динамикой выручки.

Аренда.

 

§  Компания точно не сможет списать расходы по договору аренды, если она арендует помещение, которое раньше сама продала. Налоговики считают это схемой.

§  Не стоит снимать помещение у родственников директора или владельца компании. Особенно если цена аренды выше среднерыночной. Это касается и субаренды. В таком случае налоговики пересчитают расходы, исходя из рыночных цен, и доначислят налоги. Несмотря на то, что они не вправе контролировать цены, суды поддерживают инспекторов в таких спорах.

Рекомендуем:

ü  Прописать в договоре деловую цель аренды помещения. Например, расширение производства, создание новой точки продажи.

ü  Заключить договор незадолго до начала фактического использования помещения. Контролеры считают большой разрыв во времени подозрительным и признают траты за этот срок необоснованными.

ü  Установить среднерыночную стоимость аренды помещения, если между участниками сделки есть взаимосвязь.

ü  Обосновать высокую стоимость аренды. Например, удобным расположением или транспортной доступностью для интересов компании.

Поиск покупателей и помощь в сбыте продукции.

 

§  Если Вы продаете товар не самостоятельно, а заключаете агентские договоры для поиска клиентов и поставки продукции, то налоговики могут счесть это схемой. Например, компания заключает договор с агентом на УСН и продает товар через него за вознаграждение — 10 % от продаж. Эти % можно включить в расходную базу и получить экономию по налогу на прибыль.

§  Контролеры изучат Вашего контрагента. Если у него нет активов и персонала, его признают однодневкой, а сделку с ним фиктивной. Опасность также в том, что фиктивными признают и Ваши сделки с клиентами, которым Вы поставили товар через этого контрагента. Затем инспекторы снимают расходы и доначисляют налог на прибыль.

Рекомендуем:

ü  Подтверждать реальность сделки оформлением детального отчета об оказанных агентом услугах, а также оформлением договора и акта.

ü  Подтверждать деловую цель и результат услуг, предоставлением документов. Например, затраты на посредника привели к росту выручки, узнаваемости бренда, выгодному контракту.

ü  Ссылаться на то, что контрагент помог сбыть товар, который Вам самостоятельно никак не удавалось продать.

Аутсорсинг и аутстаффинг.

 

§  Аутсорсинг и аутстаффинг персонала налоговики считают признаком схемы по дроблению бизнеса. По мнению инспекторов, компания использует чужой персонал, чтобы получить выгоду по зарплатным налогам или соблюсти критерии УСН. Поэтому расходы по таким сделкам часто не признают.

§  Расходы точно снимут, если Вы привлечете к работе тех же сотрудников, которые недавно уволились из Вашей компании. Закон запрещает в течение 2-х лет заключать договор с уволенным сотрудником компании как с самозанятым.

Рекомендуем:

ü  Обосновывать причину привлечения стороннего персонала путем предоставления  приказа гендиректора или внутреннего отчета ответственного работника, в которых указаны причины для привлечения стороннего персонала (увеличение объема производства, выполнение сезонных работ).

ü  Налоговики не запрещают экономить на сотрудниках, используя аутсорсинг или аутстаффинг персонала, если Вы докажете необходимость в этом. Например, если компания выполняет разовые работы или занимается сезонной торговлей.

Маркетинг.

 

§  Расходы на маркетинг налоговики часто считают схемой по «оптимизации». Особенно если нельзя установить деловую цель или результат услуг. Также претензии предъявят, если Ваш контрагент сотрудничает с фирмами-однодневками.

§  Налоговики внимательно изучат содержание маркетингового исследования заказанного у сторонней организации. Наличие общедоступной информации, бессодержательные отчеты и отсутствие конкретных маркетинговых рекомендаций под ситуацию заказчика — признаки необоснованных затрат.

Рекомендуем:

ü  Составлять договор и акты об оказанных услугах так, чтобы в них содержались все обязательные реквизиты первички (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). С приложением отчетов, таблиц, графиков, прогнозов по результатам маркетингового исследования, в которых присутствует уникальная информация.

ü  Доказать эффективность оказанных услуг. Например, что это помогло сформировать стратегию развития компании на будущее, что были найдены новые рынки сбыта, начат выпуск новых видов товара, увеличились продажи.

Добавить комментарий