Ошибки бизнесменов при торговле в соцсетях.

Ошибка

Разъяснения

Вести бизнес нелегально.

ФНС периодически ищет людей, которые торгуют без регистрации своего бизнеса. Также ФНС может устроить проверку, например, после жалобы покупателя или банка, заподозрившего, что деньги на счёт продавца поступают незаконно. Кредитная организация обязана выявлять сомнительные операции и сообщать о них надзорному органу — Росфинмониторингу. Банк также вправе предоставить данные ФНС.

  • Поэтому при открытии магазина в социальной сети все продавцы должны зарегистрироваться как ИП или ООО. Это нужно сделать до первой транзакции. Пробного периода, во время которого продавец может проверить свою бизнес-модель, протестировать идею или спрос на товар, — нет.

  • Штраф за отсутствие регистрации составляет 10 тыс. руб. Также предпринимателю придётся заплатить 10 % (но не меньше 40 тыс. руб.) от дохода за всё время продаж.

Продавать запрещённые в соцсетях товары.

У каждой социальной сети есть свои ограничения на продажу определённых товаров. Но есть и общие требования для всех площадок:

  • Через интернет в России запрещено рекламировать и продавать, в том числе, табачную продукцию и электронные сигареты, алкоголь, лекарства, товары для взрослых «сомнительного действия» (например, таблетки для увеличения груди), шпионское ПО, оружие. Во «Вконтакте», к тому же, нельзя продавать услуги экстрасенсов и коллекторов или услуги по написанию дипломов.

  • Не получится создать свой магазин и в том случае, если товары не соответствуют тематике сообщества. Такие страницы администрация соцсетей обычно блокирует. Если их обнаружит Роспотребнадзор (например, после жалобы пользователей), владельцу магазина грозит штраф:

  • для обычных граждан он составляет 2 – 3 тыс. руб.;

  • для юрлиц — 30 – 50 тыс. руб.

  • В соцсетях предприниматели могут бесплатно разместить товары и цены, а также принять оплату через специальные сервисы.

  • во «Вконтакте» это встроенная платёжная система VK Pay;

  • в Фейсбуке есть раздел «Магазин», где продавец оформляет каталог и подключает интерфейс для оплаты;

  • в Инстаграме через Shopping Tags можно посмотреть цену товара, интегрировать в аккаунт каталог и создать интернет-магазин на одной странице, которую клиент покидает только для оплаты покупки.

  • Некоторые товары нужно сертифицировать с помощью независимых лабораторий для подтверждения безопасности продукции. Например, это обязательное требование для электрооборудования, товаров для животных — с полным перечнем можно ознакомиться в постановлении правительства.

  • Некоторая продукция должна быть ещё и маркирована, например парфюм, одежда из кожи или постельное белье.

  • Размер штрафа за отсутствие сертификата:

  • для физлиц до 2 тыс. руб.,

  • для юрлиц до 100 тыс. руб.

  • За продажу немаркированной продукции придётся заплатить:

  • предпринимателю 10 тыс. руб. (для физлиц),

  • штраф для юрлиц — 300 тыс. руб. При этом всё конфискуется.

Продавать товар без описания и сроков возврата.
  • При продажах через соцсети предприниматель обязан прописать его основные характеристики (цвет, размер, предназначение и др.) и цену. Но опубликовать фотографию товара не достаточно. В противном случае клиент имеет право вернуть даже не подлежащий возврату товар (к ним в т. ч. относятся бельё и косметика) в течение 14 дней. Например, потому, что покупатель неверно определил по фото цвет предмета.

  • Если продавец в принципе не указал сроки возврата товара, покупатель имеет право сделать это в течение 3-х месяцев при наличии чека или других доказательств сделки (таковым считается даже переписка во «Вконтакте»). Пересылку оплачивает клиент, а продавец должен вернуть деньги в течение 10 суток после запроса о возврате.

  • Клиент может отказаться от заказа до его получения, а также в течение 7 дней вернуть товар без объяснения причины

  • Если предприниматель отказывается от возврата, клиент может пожаловаться в Роспотребнадзор. Тогда могут оштрафовать на сумму:

  • физлиц – до 5 тыс. руб.,

  • юрлиц — до 500 тыс. руб.

  • При доставке нужно указывать адрес для возврата товара и режим работы магазина. За сокрытие этой информации можно получить штраф:

  • физлицо в размере 500 – 1000 руб.,

  • юрлицо —5 – 10 тыс. руб.

Использовать фото без разрешения правообладателя.
  • Использовать уже готовые изображения для рекламы товара или своего магазина, можно только с разрешения правообладателя. Нужно заключить договор, который гарантирует отсутствие претензий с его стороны.

  • В договоре необходимо прописать условия использования каждого снимка. В противном случае придётся заплатить штраф в размере от 10 тыс. руб. за неправомерное использование.

  • Можно использовать фотостоки. Изображения в них доступны бесплатно или по подписке. Их правообладатель — сервис. Поэтому предприниматель заключает договор с ним, а не с каждым из фотографов по отдельности.

Перепродавать товары без разрешения производителя.

Это касается, прежде всего, тех, кто хочет быстро заработать на перепродаже эксклюзивного товара, купленного за границей.

  • Без разрешения правообладателя нельзя торговать брендовыми вещами, которые производитель не импортирует в Россию, — будь то люксовые сумки или сладости. Нужно получить статус официального дилера. Своё согласие производитель может направить письменно. Но чаще всего он заключает с продавцом контракт.

  • В большинстве случаев по такому соглашению предприниматель обязан отчислять правообладателю % с выручки. Предприниматель, занимающийся перепродажами без лицензии, рискует получить судебный иск, требование компенсации и штраф от 1,5 до 40 тыс. руб.

Не обеспечить защиту аккаунта.
  • При взломе аккаунта владельца магазина мошенник получает возможность общаться с клиентами, подтверждать заказы и получать оплату, не отправляя товары. Если продавец ведёт бизнес нелегально, ему остаётся только пожаловаться в техподдержку, чтобы модераторы ограничили доступ к его странице.

  • Зарегистрированный предприниматель может написать заявление в полицию, попросить подтвердить факт взлома и найти злоумышленников. Если к этому моменту они уже успели обмануть клиентов (например, получить деньги и не выслать товар), взломщикам грозит ответственность за мошенничество.

  • Чтобы свести риск взлома к минимуму, нужно использовать двухфакторную аутентификацию. Такая возможность есть во всех популярных соцсетях. Кроме того, аккаунты в Фейсбуке и Инстаграме можно привязать друг к другу: при потере доступа к одной из страниц это поможет её восстановить. Также администрация Инстаграма рекомендует регулярно менять пароль — в т. ч. и на привязанной электронной почте.

Не соблюдать правила соцсетей.

Выбор площадки обязывает предпринимателя соблюдать её правила. Иначе он рискует столкнуться с блокировкой.

  • К основным нарушениям в «Вконтакте», Инстаграме и Фейсбуке относятся:

  • нелегальная продажа товаров,

  • рассылка спама,

  • публикация запрещённого контента,

  • использование сервисов накрутки подписчиков.

  • Во «Вконтакте» администрация отдельно даёт указания по размещению коммерческой и политической рекламы. Если их игнорировать, модераторы приостанавливают деятельность предпринимателя на странице. Например, во «Вконтакте» запрещено публиковать «неприличные шутки» и «другие неуместные материалы».

  • Также заблокировать аккаунт в любой соцсети могут из-за частых жалоб пользователей, как на само сообщество, так и на отдельные посты или записи. О причине блокировки нужно узнать у модератора и привести доказательства своей невиновности — он сам решит, стоит ли восстанавливать страницу.

Не выдавать чеки.

С 2019 года в розничной торговле оплату можно принимать только с помощью онлайн-кассы или почтовых переводов. Исключение — самозанятые.

  • Каждому покупателю нужно отправить электронный или бумажный чек. Чтобы законно принимать переводы с карты в Фейсбуке и Инстаграме, продавцу нужно подключить интернет-эквайринг (банковское обслуживание безналичных переводов). После оформления заказа клиент получает ссылку на страницу платёжного сервиса, с которым предприниматель заключил договор. Покупатель вводит данные карты, с неё списывается определённая сумма, которая поступает на счёт продавца в течение дня.

  • Во «Вконтакте» есть встроенная система для приёма платежа VK Pay, в ней комиссия за продажу составляет от 2,5 %. К ней нельзя получить доступ, не зная ПИН-кода. Деньги со счёта обычно можно вывести моментально, но точный срок зависит от банка, выпустившего карту.

  • Также клиенты могут оплатить товар наличными на «Почте России», которая по условиям договора берёт 2%-ю комиссию за каждую сделку.

Добавить комментарий