Руководителю о муниципальном контроле органами МСУ.

С 1 июля в ведении органов местного самоуправления (МСУ) осталось 7 видов муниципального контроля. Три вида исключены из ведения местных властей. Законодатель привел положения отраслевых федеральных законов о видах контроля в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

  • Для каждого вида установлено его наименование и предмет контроля.

  • Изменились правила, по которым инспекторы осуществляют выборочный контроль, выездные обследования и наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). Об этих изменениях читайте ниже.

Виды контроля, оставшиеся в ведении органов МСУ.

Изменения в отраслевые законы внес Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ. По новым правилам к ведению органов МСУ относятся 7 видов муниципального контроля. Все они — не новые для муниципалитетов:

  • Муниципальный контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, п. 27 ч.1 ст. 14, п. 22 ч. 1 ст. 15, п. 30 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ). Предметом контроля является соблюдение на особо охраняемых природных территориях местного значения:

  • режима таких территорий;

  • особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

  • режима охранных зон особо охраняемых природных территорий

  • Муниципальный контроль в сфере благоустройства (п. 16 ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181ФЗ, п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона № 131-ФЗ). Предметом контроля является соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг.

  • Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (ст. 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ). Предметом контроля является соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:

  • к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;

  • осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

  • Муниципальный земельный контроль (ст. 72 ЗК РФ, п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ). Предметом контроля является соблюдение обязательных требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. По итогам проверки инспектор вправе составить акт и направить его копию в орган государственного земельного надзора. Последний примет решение и сообщит о нем в орган муниципального контроля.

  • Муниципальный жилищный контроль (ст. 20 ЖК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ). Предметом контроля является соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:

  • к использованию и сохранности жилфонда;

  • формированию фондов капитального ремонта;

  • созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;

  • предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.

Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.

  • Муниципальный лесной контроль (ст. 84 ЛК, п. 32 ч. 1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст. 15, п. 38 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ). Предметом контроля является соблюдение требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.

  • Муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ, п. 4.1 ч. 1 ст. 14, п. 4.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ). Предметом контроля является соблюдение организацией в процессе строительства, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения требований Закона № 190-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных НПА.

Виды контроля, исключенные из ведения органов МСУ.
  • Ранее одной из проблем муниципального контроля было непонимание его видов, осуществляемых в разных регионах и муниципалитетах. Оно снижало эффективность контроля, размывало ответственность органов власти. Органы прокуратуры оказывали необоснованное давление на органы местной власти, заставляя их контролировать сферы, не относящиеся к их компетенции.

Например. Ст. 5 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусматривает контроль органов МСУ в сфере недр. Данные полномочия не относятся к вопросам местного значения, закрепленным в Законе № 131-ФЗ. Но прокуратура часто настаивала на принятии правовых актов и осуществлении муниципального контроля в этой сфере. Это требовало дополнительных расходов местного бюджета.

  • По новым правилам органы МСУ не должны осуществлять контроль за использованием и охраной недр:

  • при добыче общераспространенных полезных ископаемых;

  • при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

  • Из ведения органов местного самоуправления исключены еще 2 вида контроля:

  • за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

  • в области торговой деятельности.

Что изменилось в регулировании контрольных мероприятий.

Начали действовать новый порядок и сроки проведения контрольных мероприятий, оформления актов проверок. Изменения коснулись выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

  • Выборочный контроль теперь представляет собой инструментальное обследование. Его результаты оформите не позднее 15 рабочих дней после получения данных обследования. Затем направьте акт контролируемому лицу с приложением результатов обследования. Раньше акт нужно было оформить в течение 24 часов.

  • Срок проведения рейдового осмотра не должен превышать 10 рабочих дней. Ранее срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не мог превышать один рабочий день.

  • При наблюдении за соблюдением обязательных требований теперь можно использовать информацию из интернета, а также данные с фото- и видеокамер наблюдения. Если в ходе наблюдения выявлены факты или угроза причинения вреда, инспектор вправе принять одно из решений, установленных законом:

  • о проведении внепланового контрольного мероприятия;

  • об объявлении предостережения;

  • о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;

  • решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта РФ о виде контроля.

  • В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах можно проводить осмотр, отбор проб или образцов, инструментальное обследование с применением видеозаписи, испытание, экспертизу. Ранее это не было установлено.

Добавить комментарий